Вход Регистрация
Малый и средний бизнес не обращается за внешним финансированием

Малый и средний бизнес не обращается за внешним финансированием

  • 17 февраля 2017 в 14:05
  • 0
  • 389

Две трети компаний-субъектов МСП за последний год не обращались за кредитами. Среди тех, кто подавал заявку, треть получили отказ, в большинстве случаев без объяснения причины.

Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Фондом Citi, Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российским микрофинансовым центром (РМЦ) в феврале 2017 г.

За последний год треть субъектов МСП (32%) обращались за кредитами или займами. В основном это были кредиты для юридических лиц (14%) и займы в МФО (9%). Почти каждый десятый предприниматель признается, что оформлял кредит для нужд предприятия как физическое лицо (8%). 68% предпринимателей не обращались за оформлением займов, и большинство из них объясняют это тем, что рассчитывают на собственные средства.

Каждый второй предприниматель за последний год подавал заявление на кредит один раз (51%), еще 22% — дважды, а 27% обращались три и более раз. Те, кто получили одобрение, не всегда получают всю сумму (средняя сумма заявки 8 млн. рублей, а средняя одобренная сумма почти в 1,5 раза ниже — 4,7 млн. рублей). Те опрошенные, которым было отказано в кредитах (32%), в половине случаев не получили раъяснений причин отказа (50%).

Стоит отметить, что при оформлении заявки на кредит пользовались советами сторонних специалистов 22%, а самостоятельно оформляли 78%. Предприниматели, не прибегавшие к внешним консультациям, получали одобрение по кредитам реже (7%).

Субъекты МСП, имеющие положительный опыт кредитования, в большей степени ориентированы на расширение знаний офинансированиибизнеса (33%) и финансовом планировании(29%), в отличие от предпринимателей, которые получили отказв кредитовании. Для последних важно получение знаний в части продаж (23%), подбора и управления персоналом (12%).

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

Результаты опроса свидетельствуют о не востребованности внешнего финансирования среди подавляющего числа малых и средних предприятий ввиду наличия собственных средств. Однако углубленный анализ показывает, что причина заключается не в устойчивом финансовом положении предприятия, а в преобладании пассивной стратегии ведения бизнеса. Особенность такой стратегии заключается в ориентации на стабильную прибыль (даже если она невысокая) и минимизацию риска. Такая категория предпринимателей не рассматривает бизнес как инвестицию и не видит смысл в привлечении внешних заемных средств. Пассивной стратегии ведения бизнеса в большей степени придерживаются предприниматели, чей бизнес работает более 10 лет. Кроме того, сегмент характеризуется вынужденными предпринимателями – открывшие дело в 1990-х годах под давлением жизненных обстоятельств.

Елена Стратьева, вице-президент НАУМИР, директор РМЦ:

В утвержденной Правительством РФ Стратегии развития МСП до 2030 года отмечается, что несмотря на созданные организационные и нормативно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Несмотря на то, что низкая финансовая доступность традиционно указывается в качестве основных проблем сектора МСП, опрос показал, что значительная часть респондентов не обращается за займами и кредитами по разным причинам.

Мы предположили, что одной из причин недостаточной эффективности существующих мер поддержки зачастую является низкая финансовая грамотность граждан, которая проявляется в отсутствии навыков финансового планирования и формирования бюджета, знаний о принципах функционирования различных финансовых институтов, о финансовых инструментах, финансовых рисках и способах защиты прав потребителей финансовых услуг и лишающая, в итоге, субъекта возможности как, собственно, ведения бизнеса, так и возможности узнавать, понимать и пользоваться всеми существующими мерами поддержки.

Источник: НАФИ

Комментарии (0) RSS
Комментариев пока нет. Напишите первый.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите