Вход Регистрация
Стихийные покупки: финансовая безграмотность или иллюзия экономической свободы?

Стихийные покупки: финансовая безграмотность или иллюзия экономической свободы?

  • 02 декабря 2016 в 14:13
  • 0
  • 971

Аналитический центр НАФИ опубликовал результаты проведенного им в октябре 2016 г. всероссийского опроса. 61% россиян с той или иной частотой совершают необдуманные покупки, даже в ситуации дефицита личного бюджета. 

Участие в опросе приняли 1600 человек из 140 населенных пунктов в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше.

Постоянно это делают 2% опрошенных, время от времени — 18%, и еще 41% — редко. Такое поведение не свойственно 39% наших сограждан. В то же время, чаще всего спонтанные покупки совершаются молодыми людьми 18-24 лет (75% против 65% в группе 25-59 лет), а реже всего — пенсионерами (40%). Мужчины и женщины в одинаковой мере склонны к таким расходам (59% мужчин и 62% женщин).

В ситуации, когда человек не может позволить себе необдуманные траты, 63% россиян покупают то, что не является для них необходимым: постоянно так поступают 2% опрошенных, время от времени — 18%, и редко — 43% участников опроса. Никогда не делают подобные покупки 37% россиян.

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы лично покупаете то, что не является для Вас необходимым, а потом оказывается, что денег не хватает на еду или другие неотложные регулярные траты?», % от всех опрошенных

   Все опрошенные  18-24 лет  25-34 лет  35-44 лет   45-59 лет  60-79 лет
 Постоянно  2  4  3 2  2
 Время от времени 18 27 22 16  18
 Редко 41 44 40  47  44  32
 Никогда 39 25 35  35  36  60

Гузелия Имаева, Генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

В условиях стремительного развития потребительских рынков и активной рекламы товаров и услуг человеку приходится сталкиваться с огромным количеством «триггеров», которые стимулируют к эмоциональным покупкам. Проблема заключается в том, что зачастую это происходит в ущерб неотложным расходам, а также возможным сбережениям.

Международные исследования показывают, что в кризисные времена число спонтанных покупок увеличивается — люди бессознательно доказывают себе и окружающим независимость от обстоятельств, утверждаются в собственной финансовой стабильности, чтобы сохранить внутренний «психологический» баланс, говорит эксперт.

Здесь мы опять возвращаемся к теме финансово грамотного поведения, предполагающего планирование своих расходов и ведение бюджета. По результатам наших исследований финансовая дисциплина свойственнапримерно пятой части россиян. Из года в год наблюдается положительная динамика, но в большинстве случаев спонтанное принятие финансовых и потребительских решений продолжает преобладать, —
отметила Гузелия

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «А как часто Вы лично тратите деньги на то, что не является для Вас необходимым, даже если Вы знаете, что не можете себе этого позволить?», % от всех опрошенных

   Все опрошенные
 Постоянно 2
 Время от времени 18
 Редко 43
 Никогда 37

Источник: НАФИ

Комментарии (0) RSS
Комментариев пока нет. Напишите первый.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите