var authorization = false
Вход Регистрация
Стартапы все чаще принимают предложения о покупке от крупного бизнеса

Стартапы все чаще принимают предложения о покупке от крупного бизнеса

  • 10 августа 2016 в 12:05
  • 0
  • 622

Стартап Jet.com отказался от своих амбициозных планов построить крупный онлайн-маркетплейс, способный конкурировать с такими гигантами как Amazon, Walmart и Costco и согласился продать бизнес ритейлеру Walmart за $3 млрд. За последнее месяц это уже третья сделка по выкупу стартапа.

На прошлой неделе компания Uber Technologies продала свой бизнес китайской корпорации Didi Chuxing Technology. По итогам отчетного периода стартап получил убыток свыше $1 млрд. В июле Dollar Shave Club, сервис доставки бритвенных станков по подписке, отказался от самостоятельной конкуренции с другими брендами, такими как Gillette, и вошел в состав корпорации Unilever, продав свои акции. Все три компании потратили огромные суммы на привлечение клиентов, но так и не смогли «выйти в плюс». Вместе с тем бизнес каждой из них оказался привлекательным для потенциальных покупателей.

Другим стартпам повезло меньше. Десятки компаний, поддерживаемых венчурными капиталистами, вынуждены сокращать штат, снижать оценку или закрываться. На рынке капитала отмечается значительное ужесточение условий.

Венчурные капиталисты становятся все критичнее в оценке перспектив стартапов, активность на рынке IPO существенно снизилась, а инвесторы предпочитают иметь дело с компаниями, не обремененными долгами. Это заставляет многие стартапы переоценить свои силы и отказаться от амбициозных планов, продав акции крупным корпорациям.

По данным VentureSource, по состоянию на июль прошлого года не менее 53 стартапов привлекли финансирование, получив оценку от $1 млрд и более. В этом году только 9 проектов достигли той же оценки. Также за этот год только 9 американских технологических компаний осуществили первичное размещение акций, отмечает Dealogic. В последние 4 года к августу набиралось в среднем по 24 IPO.

Когда бензин или газ почти ничего не стоят, люди охотно приобретают большие авто, не думая расходе топлива, —
такое сравнение приводит Боб Акерман, глава венчурной фирмы Allegis Capital, говоря о ситуации с капиталом для стартапов в прошлом

В этом году ситуация изменилась. Дестабилизация фондовых рынков, начавшаяся с Китая, а также сокращение числа удачных IPO отпугнули инвесторов.

Февральский обвал котировок высокотехнологичных компаний охладил венчурных инвесторов, — говорит Майкл Браун, генеральный партнер Battery Ventures. — Рост любой ценой не оправдывает себя на публичных рынках, ключевое значение теперь будет иметь прибыльность.

Продажа Jet была выгодна инвесторам, но в то же время основателю и гендиректору компании Марку Лору пришлось отказаться от намерения самостоятельно конкурировать с Amazon.com. В своем заявлении Лор отметил, что в составе Walmart его компания «сможет более полно удовлетворить интересы клиентов».
На прошлогодней летней конференции для инвесторов руководство Jet сообщило о необходимости привлечь около 3 млрд долларов к 2020 году, чтобы достичь рентабельности. Предполагалось, что к январю 2016 года оценка стоимости компании достигнет $4,8 млрд. Однако прогнозы не оправдались, и в ноябре инвесторы оценили Jet всего в $1,35 млрд.

К счастью для стартапа и его инвесторов, Walmart нуждался в помощи для успешной конкуренции с Amazon. По оценкам ритейлера, сумма сделки оправдана.

В Uber сложилась похожая ситуация. Компания планировала завоевать Китай, тратя сотни миллионов долларов на привлечение клиентов и ведя ценовую войну со своим главным конкурентом — Didi, но, в конечном счете, была вынуждена отступить из-за необходимости сократить затраты и продала китайские активы Didi в обмен на пакет акций в 18%. Генеральный директор Uber Трэвис Каланик заявил, что поддержка сервиса в Китае «возможна только при условии, что он будет приносить доход».

Основанная в 2012 году и завоевавшая известность благодаря своей вирусной рекламе, пародирующей крикливые ролики стартапов, компания Dollar Shave сумела отвоевать долю рынка бритв у Gillette, входящего в состав Procter & Gamble. Но это сопровождалось ростом убытков, отчасти потому, что позже компания обратилась к более дорогостоящей традиционной рекламе для наращивания клиентской базы. Подсчитав возможный доход, инвесторы Dollar Shave сочли, что наилучшим вариантом для них будет продать стартап корпорации Unilever за $1 млрд, что примерно в 4 раза больше ожидаемой прибыли в 2016 году.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Венчурные капиталисты все еще имеют достаточно капитала для инвестирования, однако теперь они выбирают наиболее перспективные компании.

Подготовлено по материалам WSJ.

Комментарии (0) RSS
Комментариев пока нет. Напишите первый.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите