var authorization = false
Вход Регистрация
ЦБ: в России растет доля населения и малого бизнеса, предпочитающих мобильный банкинг

ЦБ: в России растет доля населения и малого бизнеса, предпочитающих мобильный банкинг

  • 22 июля 2016 в 11:22
  • 0
  • 654

Банк России провел второй ежегодный замер индикаторов финансовой доступности, оценив итоги 2015 года и сравнив их с показателями за 2014 год. Согласно данным, опубликованным на сайте регулятора, в России наблюдается тенденция к росту числа электронных терминалов, установленных в организациях торговли/услуг (на 15,7%).

Также увеличилось количество счетов, открытых физическим лицам (на 5,2%) и юридическим лицам (не являющимся кредитными организациями) и индивидуальным предпринимателям (на 1,1%), которые могут использоваться для проведения платежей.

Развитие дистанционных и цифровых финансовых услуг является альтернативой расширению филиальных сетей финансовых организаций, цель которой состоит в сокращении издержек компаний и создании более удобных каналов доступа потребителей к финансовым услугам, не зависящих при этом от места жительства или нахождения клиентов. В 2015 году выросла доля взрослого населения, использующего интернет-банкинг и/или мобильный банкинг для перевода денежных средств (с 19,6% до 23,7%), а также субъектов малого и среднего предпринимательства (с 68% до 74,6%).

В России сеть мобильной связи является одной из самых развитых инфраструктурных систем. Мобильные телефоны используются при проведении платежных операций и в некоторых случаях для идентификации потребителей. Благодаря СМС-уведомлениям потребители могут следить за операциями по своим картам и электронным кошелькам и своевременно предотвращать несанкционированные транзакции. Неудивительно, что доля взрослого населения, использующего мобильное устройство для перевода денежных средств, в 2015 году выросла с 16,8% до 20,7%.

На этом фоне продолжилось сокращение точек физического присутствия финансовой инфраструктуры. Так, количество действующих подразделений кредитных организаций сократилось в 2014 году на 4,1%, а в 2015 году — на 11,2%. В 2015 году наблюдалось также снижение количества субъектов страхового дела (на 15,7%), микрофинансовых организаций (на 12,2%), кредитных потребительских кооперативов (на 1,3%), а также банкоматов и платежных терминалов кредитных организаций (на 6,9% и 10% соответственно). При этом к концу 2015 года 14% всех действующих подразделений кредитных организаций и 18,2% банкоматов приходилось на два крупнейших города России, площадь которых составляет 0,02% от площади страны. Выросло лишь число ломбардов (на 8%). Отметим, что изменение числа некредитных финансовых организаций в первую очередь объясняется исключением из государственных реестров компаний, не сдающих отчетность или ведущих деятельность с грубым нарушением требований законодательства.

Стоит отметить, что, по данным исследования Международного валютного фонда, по итогам 2014 года Россия находится в группе мировых лидеров (опережая в том числе часть стран «Большой семерки» и БРИКС) по количеству действующих подразделений кредитных организаций на 100 тысяч человек взрослого населения от 18 лет и старше.

Несмотря на то, что средства массовой информации все еще транслируют недоверие к финансовым организациям активнее, чем позитивную информацию, общий уровень доверия между участниками финансового рынка растет на фоне проводимой регуляторной политики и законодательных новаций, направленных на обеспечение защиты прав потребителей. Так, доля населения, испытывающего недоверие к банкам, упала с 24,1% до 11%, к микрофинансовым организациям — с 40,4% до 27,6%, к кредитным потребительским кооперативам — с 34,4% до 20,9%, к ломбардам — с 32,6% до 20,5% и к субъектам страхового рынка — с 32,3% до 17,2%.

Одной из причин возникновения недоверия может быть недостаток базовых финансовых знаний и непонимание принципов функционирования тех или иных финансовых инструментов. По итогам 2015 года индикатор финансовых знаний населения находится на уровне 1,86, при том, что целевой показатель для достижения в 2017 году — 2,1. Банк России использует данный показатель для измерения эффективности реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов, где одной из приоритетных целей обозначено повышение уровня финансовой грамотности населения.

По определению ЦБ, финансовая доступность — это состояние финансового рынка, при котором все дееспособное население страны, а также субъекты малого и среднего предпринимательства имеют полноценную возможность получения базового набора финансовых услуг, которая характеризуется совокупностью следующих условий: наличие инфраструктуры предоставления финансовых услуг, востребованность финансовых услуг, качество финансовых услуг и полезность финансовых услуг.

Комментарии (0) RSS
Комментариев пока нет. Напишите первый.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или войдите